Функциональная грамотность

…обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования

… вхождение Российской Федерации в число десяти вхождение ведущих стран мира по качеству общего образования

Указ Президента России от 7 мая 2018 года

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность - базовое образование личности – УМЕНИЕ:

  • взаимодействовать с изменяющимся миром;
  • решать различные учебные и жизненные задачи;
  • строить социальные отношения;
  • рефлексировать, оценивать свою грамотность, стремиться к дальнейшему образованию.

Виды функциональной грамотности на современном этапе:

  • Читательская – понимание, использование, оценка текста, взаимодействие с текстами для достижения целей, развития, для участия в жизни общества.
  • Финансовая – знания и навыки в области финансов, личных сбережений, способов управления ими.
  • Естественнонаучная – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов и освоения новых знаний.
  • Математическая – способность человека применять математические знания для решения задач в разнообразных практических контекстах.
  • Глобальные компетенции– способность критически рассматривать проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия.
  • Креативное мышление — нестандартный подход, оригинальность, новые идеи.

Во вложении распоряжение Комитета по образованию «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2021 № 2537-р» от 10.02.2022 №235-р. Распоряжение Комитета по образованию №235-р.

6 апреля 2022 года — региональная диагностическая работа по оценке уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся 8,9-х классов.

Нормативные документы:

  1. Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
  2. Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р».
  3. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
  4. Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-983/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
  5. Распоряжение АНР от 24.01.2022 № 247-р «О внесении изменения в распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р»

 

Полезные ссылки:

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности учащихся на портале Российской электронной школы. Перейти

Открытые задания PISA

Общероссийская оценка по модели PISA-2020, Региональная оценка по модели PISA-2020

ФИПИ

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»