Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями:
• научно объяснять явления;
• понимать особенности естественнонаучного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах:
• применять математические рассуждения;
• использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
5. Креативное мышление
6. Глобальные компетенции
Нормативные документы:
Письмо Министрества просвещения №03-1510 от 10.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"Письмо отдела образования от 28.10.2022 №34-1 "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ" (открыть)
Письмо отдела образования от 28.10.2022 №34-1 "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_ГРАМОТНОСТЬ" (открыть)
Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности» (открыть)
Распоряжение КО №1936-р от 03.10.2022 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ обучающихся ГОУ Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год" (открыть)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год (открыть)
Письмо Рособрнадзора №01-218/08-01 от 01.10.2021 "Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценки функциональной грамотности" (открыть)
Распоряжение КО №2920-р от 22.10.2021 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год" (открыть)
Письмо КО №03-28-9830/21-0-0 от 25.11.2021 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (открыть)
План мероприятий ГБОУ школы № 336 Невского района Санкт-Петербурга (дорожная карта), направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год (открыть)
Банк заданий:
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
Ссылки на информационно-методические материалы
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
- Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
- Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
- Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
- Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA